Я шел предубежденным ибо считал (и считаю до сих пор), что мемы так и не стали культурными кодами и в ближайшем будущем ими не станут, уж слишком поверхностные слои они затрагивают и несут в себе ограниченное количество социально важной информации. На самом деле они даже не стали опознавательной системой «свой-чужой», за которую сейчас частенько принимают понятие «культурный код», ведь мем доступен в пару кликов и уважаемому профессору, и первоклашке. А утрирование понятия культурного кода является отчасти следствием человека современного не углубляться в анализ поступающей с экрана информации, а полагаться на первые три строчки в поисковой выдаче.
Давайте разберем, что такое «культурный код». Если говорить человеческим языком, это группа семиотических знаков, по пониманию которых и отождествлению себя с ними люди подразделяются на социальные, профессиональные группы, определяется уровень и глубина образования. Например, при упоминании бараньей почки на обед в голове должно всплыть стирание белья своей жены, Леопольд Блюм, хромая купальщица и Ирландия начала века. Или не всплыть. При упоминании корявой завитушки на чужой картине мы подумаем о Дега, склонившегося на мазней Пикассо, парижских коммуналках, прижизненной нищете художников в целом. Или не подумаем.
А знать картинку свидетеля
– не значит знать о Фрязино, о особенностях свадеб, проводимых там, об истории этого подмосковного города, о том, что институт свидетелей в ЗАГСах уже давно упразднили. В это разница между этим мемом и культурном коде, если бы он здесь был, в глубине проникновения и теребонькания ячеек памяти и сердечных волокн.
То есть, не каждый символ, который мы видим, является знаком, содержащим культурный код. Символ «Ь» — мягкий знак. На этом все. А вот символ «А» — первая буква алфавита, Кирилл и Мефодий, просвещение, письменность, прогресс, образование, книги. Чувствуете разницу?
Мой сын Вконтакте делится мемами с Траволтой и запудренным главным героем Крестного отца, но понятия не имеет о фильмах, откуда вышли эти герои, о сценах и диалогах предшествующих кадру и следующих вслед за ним. Следовательно, никакого культурного кода эти мемы для него не несут. Что не мешает им с успехом перетекать со стены на стену среди его сверстников.
Или взять мем «Дебилы, блять». Вот у него были самые серьезные шансы этим самым кодом стать. При условии, что каждый видящий или слышащий этот мем отрисовывал у себя в голове не просто картинку, а вспоминал, кто этот человек, какую должность он занимает, где все это произошло, почему он это сказал, какие причины его на это сподвигли и так далее.
Вот, что я хотел сказать, в общем-то, и часть из этого немного пролилась из моего шепелявого рта. К счастью, я был услышан, и мы сошлись на том, что большинство мемов все-таки культурными кодами не являются. Возможно, некоторые из них таковыми станут для определённого поколения. Или для людей с хорошей памятью, которым отключили интернет в последствии.
Однако, вынужден, скрипя зубами, заметить, что сама лекция дико понравилась, презентация сделана максимально просто и информативно, без воды и ненужных оборотов. Узнал для себя много нового, пока обкатываю в пыльном мешке, который в приступе самолюбования иногда называю мозгом. Было приятно развиртуализироваться с интересными людьми и вообще получился очень таки конструктивный полилог.
Отдельное рахмат прекрасной Айгуль Рашитовой и ее Арт-Клуб за площадку для пятничных посиделок со смыслом!
Journal information