Артур Дмитриев (arther_d) wrote,
Артур Дмитриев
arther_d

Categories:

Сказка. Рис — дело благородное.

Маленький Чжоу родился в маленькой долине среди таких же маленьких гор. Вы не подумайте, там не все было маленьким, но Чжоу, долина и горы действительно не отличались размером. Круглый год в долине было тепло и светило мягкое солнце, птицы безустанно терзали свое горло приветливыми песенками, речка журчала, огибая соломенные жилища, а Чжоу знай только и бегал, крутя волам хвосты и валялся целыми днями среди круглой гальки, наблюдая за золотистыми бочками императорских рыбок в пруду около школы.

Все бы хорошо, все бы прекрасно, но был рис. Каждый день Чжоу ел на завтрак, обед и ужин чашку риса. Вкусного, рассыпчатого, с соусом, но все же – риса. И так он ему осточертел, Что Чжоу всякий раздражался и ходил по деревне, крича – «Я не люблю рис!».

Это порождало смущение умов, некоторые детишки начали повторять, да и взрослые вспоминали, что когда-то у них был не только рис, а еще и просо. Тогда директор школы пригласил Чжоу на обед к себе домой, чтобы поговорить по душам и узнать, чего же юный бунтарь хочет на самом деле.

Чжоу пришел, вытер ноги о циновку, заскочил и уселся с краю стола, рядом с двумя дочерьми директора, луноликими Ю и Сянь. Он мечтал, что скоро станет взрослым и сможет подглядывать за ними, когда они купаются в пруду. Как это делал его отец. Директор школы, толстый, добродушный кантонец, приехавший в долину из-за неудачной интрижки с одной замужней красоткой, разложил всем по чашкам рис и выставил на стол целых три разных соуса.

Чжоу макнул горстку риса сначала в один, потом в другой, а напоследок — и в третий соус, закинул в рот и скривился — как ни крути, это был все тот же рис. Директор, увидев такую реакцию Чжоу, спросил:

— Милый Чжоу, почему ты не ешь этот вкуснейший рис, посланный нам небом?
— Уважаемый директор школы, вот смотрите, у вас была красивая жена, которая каждый день доставляла вам небывалые удовольствия. Но все же вы полезли под юбку какой-то там замужней женщине. Почему? Потому что она обещала вам нечто совсем не просто новый соус к рису, а нечто кардинально новое блюдо, возможно даже — репу, ходят у нас легенды о таком великом овоще. А рис, то есть жена, вам надоела хуже сои, уважаемый директор школы, и вы не смогли себя сдержать.



Ю и Сянь сидели с открытыми ртами, набитыми белым, директор тоже сидел, но недолго, а потом взял толстую палку и как следует наподдал Чжоу по ляжкам. Хоть был очень добрый человек. Чжоу несколько дней хромал и не кричал, что ему надоел рис, а в деревне шептались — «Смотрите, кто не любит рис, потом хромает!»

Но вот прошла неделя, началась вторая, Чжоу опять взялся за старое, и стал не просто кричать, а еще и писать везде ругательства, посвященные рису. Вроде - "рис — прокис" и тому пободное. И иногда — посвященные неизвестному толстому любителю чужих сладеньких супруг. Тогда к Чжоу пришёл сам староста села, большой начальник, у него даже было три жены и три раба (неизвестно, были ли это одни и те же люди, староста жил за большим забором)

Усадил он Чжоу к себе на колени, погладил по черным колким волосам и говорит:

— Чжоу, сорванец ты этакий, если ты не будешь есть рис, то через некоторое время умрешь, чем доставишь много хлопот своей матери. Рис дает тебе силу и красоту, ум и отвагу, без риса не было бы Китая!



— Уважаемый староста, не кричите на меня, я еще маленький мальчик, сейчас заплачу. Но в свое оправдание могу сказать следующее — если я буду есть не рис, а гречку или даже овес, то тоже буду сильным и красивым, умным и отважным. А один раз я видел на вашем столе кусок чего-то горячего и коричневого с невероятным манящим запахом. Может это то самое «мясо», про которое говорят под покровом ночи самые старенькие дедушки и бабушки, вспоминая собственное детство? Если вы не поделитесь со мной, то я всем расскажу, что никаких трех жен и трех рабов у вас нет, а есть только старенький белый ишачок, который и выполняет все обязанности.

Староста рассердился и как дал костлявой рукой по башке Чжоу, что у того выскочила значительных размеров шишка. Гудела шишка очень долго, про рис Чжоу забыл, а в деревне шептались – «Кто не любит рис, у того голова болит».

Но шишка растворилась в буднях и памяти, Чжоу ходил по грязным улицам, набирал рис в рот и плевался им в прохожих и даже в Небо, великое Небо, давшее ему этот самый рис. Не стерпели тогда односельчане, наскребли меди, отправили его посылкой к мудрому старцу, что живет за горой, у самого края мира. Старец тот славился большим лбом, длинными белыми волосами и колючими глазами, что все вместе говорило о его огромном уме и мудрости. Поэтому к нему посылали за решением всяких серьезных вопросов вроде почему мы не можем жить вечно или куда подевалась тяпка, вот вчера тут поставил... вроде...

Старец взял Чжоу за шиворот рубахи, бросил на топчан в углу, достал большой свиток и начал, медитативно раскачиваясь:


— Рис (лат. Orýza) — род однолетних и многолетних травянистых растений семейства Злаки; крупяная культура. Его одомашнивание произошло около 9 тыс. лет назад в Восточной Азии. В Южной Азии (Ракхигархи) рис был полностью одомашнен в отдельно от этого процесса в Китае и предком этого риса был, скорее всего, дикорастущий вид Oryza nivara. Рис отличается богатым содержанием углеводов и относительной бедностью белковых веществ. Доля первых в сухом веществе доходит до 70 %, вторых же, как правило, не более 12 %. Зола риса богата фосфорной кислотой[3].

Считается основным (национальным) продуктом питания в странах Юго-Восточной Азии и Китае. Так как в очищенных зерновках остаётся мало витаминов, подобная популярность риса приводила к широкой распространённости заболевания бери-бери. Из рисового зерна производятся крупа и крахмал, из рисовых зародышей получают масло. Мука рисовая без примеси какой-либо другой мало годится для приготовления хлеба, главным образом из неё варят каши или приготовляют пироги; в большем количестве она поступает на косметические фабрики, на переработку в пудру. Существует множество блюд на основе риса. Рис — одно из самых важных хлебных растений, так как им питается более половины населения всего земного шара. Культура его известна со времен глубокой древности. В торжественном обряде, установленном китайским императором ещё за 2800 лет до н. э., рис уже играет важную роль. Царствующий император должен был посеять его сам, между тем четыре вида других растений могли быть посеяны принцами императорского семейства. Не менее классической страной разведения риса является Индия, где культура риса может быть и не столь древняя как в Китае, тем не менее занимает обширные площади, а зёрна этого растения составляют главную пищу населения. Культура риса ведётся на рисовых плантациях, которые могут быть постоянными или только временными. Первые заняты из года в год посевами риса и постоянно остаются под водой; вторые после 2—3-летних посевов риса обыкновенно занимаются каким-либо другим хлебом. Лучшие почвы под рис — глинистые и суглинистые. Рисовые поля окружаются невысокими валиками и затопляются. Обычно посев производится в воду, стоящую слоем в 6—8 см, в марте-апреле месяце. Иногда, впрочем (как это чаще всего бывает в Китае, Индии, Японии, на Яве и местами в Закавказье) рис не сразу высевается на плантации; сначала его приращивают и дают подняться до высоты 15—20 см, а затем уже пересаживают в грунт, предпочтительно рядами, отстоящими друг от друга на 20—30 см. Традиционно при выращивании риса не употребляли никаких удобрений, так как считали….


Чжоу спал и видел, как он сидит за огромным столом, на котором стоит больше чашек, чем дней в году, и в каждой чашке разные блюда, горячие, холодные, чуть теплые. И нигде, совершенно нигде нет риса. Он ест, ест, и не может наесться. В самом конце стоит красивый чугунок с крышкой. Чжоу подошел с трудом, полное брюхо тянуло к земле. Дернул крышку, заглянул, а там…


Тут Чжоу проснулся и увидел, что старец тоже задремал, стуча подбородком по впалой груди. Чжоу встал с топчана, в животе заурчало. Прошёлся по скудно обставленной комнате, заглянул в чулан — пусто. Тогда Чжоу подошел к старцу, пнул его тихонько в левую почку. Старец встрепенулся, поглядел мутным взглядом и вышел вон. На третий день отсутствия старца (а тот издох, споткнувшись и ударившись головой о камень в десяти шагах от собственной пещеры), доев три рисинки, застрявшие у него под ногтем, Чжоу поймал тараканов и муху, опалил их на свече и проглотил. О! О! Вкусно! Теперь он познал науку мудреца (так подумал, оппонетов все равно нет), можно выламывать дверь.

Вернувшись домой, он ловил деревенских по одному, тащил в сарайку, завязывал глаза и силком засовывал в рот им не только жаренных тараканов, но и кузнечиков, медведок. Деревенские жевали, хвалили и убегали рассказывать друзьям и родственникам про вкусности, что есть у Чжоу в сарае. Конечно, потом узнали, чем их кормил гордый сын села, многие поплакали и смирились, многие научились готовить сами и в дальнейшем вся деревня ввела букашек в ежедневный рацион, а многие так и не смогли простить. Поймали его как-то вечерком перед закатом, распяли на земле и прорастили через него бамбук, как велит традиция великого гуманного Китая.

Раз в неделю у того места можно заметить две тонкие девичьи фигурки, сидящие на коленях. Если посмотреть в их лица, то вам откроется грусть и печаль уж точно побольше их долины, окрестных гор и самого Чжоу.

Мораль сей сказки такова — если у Ю и Сянь закрыты глаза и открыт рот, не будь дураком, клади туда не еду. И будет тебе добрая память.




Tags: сказки
Subscribe

Posts from This Journal “сказки” Tag

  • Сказка. Чисто та

    За забором, обнесенным колючей проволокой, носились люди в синей грязной робе и электрокары, загружая старые, изрядно задетые мощной лапой ржи…

  • Сказка. Огонь любви

    Если посмотреть на избушку с пригорка, откуда лес заслоняет всю остальную доверну, то можно увидеть в желтом свете занавесок большую комнату с печью…

  • Сказка. Ароматерпия

    Макароны сделать легче яичницы и ничего не нужно разбивать, дед ненавидел что-нибудь разбивать, потом не нагнуться, не собрать, не склеить,…

  • Сказка. Икры разума

    Один человек, прожив бурную как дождевая вода в крупном городе, где нет ливневок, жизнь, устав от материального, бросил все, что ему удалось достичь…

  • Сказка. Мишутка

    Мишутка открыл дневник, скользнул карим глазом по предметам — скучно. Можно сделать рисование, карандашом, как всегда, с красками у него не очень…

  • Сказка. Высокая мода

    Мору кто-то потрогал за задний нос и тихо спросил – «Ну что там? Ты торчишь в этой дыре уже почти весь оборот планеты вокруг звезды, выяснил…

promo arther_d january 29, 2015 06:51 50
Buy for 30 tokens
Между раззявленных колен мелькала угловатая головка с беспорядочно понатыканными пучками жестких волос, двигающихся не только по траектории качания черепа, но и по черепу. Как маленькие бездомные гусеницы. Принцесса изредка приподнимала голову, натыкалась на эту линялую щетку, видневшиеся за ней…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments

Posts from This Journal “сказки” Tag

  • Сказка. Чисто та

    За забором, обнесенным колючей проволокой, носились люди в синей грязной робе и электрокары, загружая старые, изрядно задетые мощной лапой ржи…

  • Сказка. Огонь любви

    Если посмотреть на избушку с пригорка, откуда лес заслоняет всю остальную доверну, то можно увидеть в желтом свете занавесок большую комнату с печью…

  • Сказка. Ароматерпия

    Макароны сделать легче яичницы и ничего не нужно разбивать, дед ненавидел что-нибудь разбивать, потом не нагнуться, не собрать, не склеить,…

  • Сказка. Икры разума

    Один человек, прожив бурную как дождевая вода в крупном городе, где нет ливневок, жизнь, устав от материального, бросил все, что ему удалось достичь…

  • Сказка. Мишутка

    Мишутка открыл дневник, скользнул карим глазом по предметам — скучно. Можно сделать рисование, карандашом, как всегда, с красками у него не очень…

  • Сказка. Высокая мода

    Мору кто-то потрогал за задний нос и тихо спросил – «Ну что там? Ты торчишь в этой дыре уже почти весь оборот планеты вокруг звезды, выяснил…