Categories:

Спин-офф

Богословско-политический трактат – отчаянная по своей смелости книга, написанная тогда, когда за меньшее можно было здорово так всполыхнуть на костерке или сгнить по частям в подвале добрых братьев христиан-доминиканцев. 

Про веру Спиноза пишет, что это свойственно людям, попавшим в затруднительное положение и не умеющих найти выход вследствие низкого интеллекта. Оттого и начинают верить во все, что угодно. Здорово, не правда ли? Но это только цветочки, например, он недоволен, что многие пытаются присвоить себе право определять – как правильно верить и нагло потом этим правом пользуются, причем могут это делать коллективно. И да — «Я часто удивлялся, что люди, хвалящиеся исповеданием христианской религии, т.е. исповеданием любви, радости, мира, воздержанности и доверия ко всем, более чем несправедливо, спорят между собою и ежедневно проявляют друг к другу самую ожесточенную ненависть». То есть, религия не делает человека лучше, чем он есть на самом деле, она лишь дает ему возможность оправдать свои грехи. И Писание требует от людей только повиновения, а не знания. Вера как догмат веры – некогда объяснять, просто уверуй, шепчет нам Борух. 


Божечки, а как он нещадно травит пророков, отказывая им в божественной искре, а наделяя только лишь слишком живым воображением, потому и  разговаривают горящие кусты, поют ангелы на небесах и является бог-отец в образе человека. Да и те, кто старается искать мудрости и познания в пророческих песнях, заключенных в Библии, идут по ложному пути. Присмотритесь, говорит Спиноза, вчитайтесь в узость пророков, даже Ной полагал, что дальше Палестины вообще ничего нет живого и собирал живность только по округе. Он не ведал и бог, сам бог ничего ему не сказал. Тем не менее мы после вселенского потопа имеем птиц и змей, которых никогда в Палестине не водилось.

Да ладно бы пророки, он по всему прошелся как следует, особенно по странным летоисчислениям в Ветхом и Новом Заветах, где за двадцать лет, например, Иуда жил-поживал с одной женой, родил с ней трех детишек, старший из которых, как только достиг возраста совершеннолетия, женился на некоей Фарамари и жил с ней до смерти, после которой на ней женился его младший брат, а после его смерти уже и сам Иуда причастился немножко снохи. Вот откуда берут свои корни бразильские сериалы. В целом Спиноза говорит нам, что все те, кто принимает Библию именно за слово божие, за его прямое письмо, ниспосланное людям, должны осознать, что в таком случае бог много раз ошибался, был невероятно кровожаден, постоянно путался в показаниях и вообще как-то не очень компетентен в процессах творения. Если же принимать Библию за не очень удачный, сборник разных писателей, пытавшихся раскрыть свое сердце и сердца других теми словами, которые им доступны – то в этом есть смысл. 

Неспешно проходится по религиозным обрядам, которые касаются лишь временного благополучия государства и нисколько не способствуют блаженству, питая только тело, а не душу. Ни одна правильно сказанная молитва не лучше плохо сказанной молитвы, бог-то читает помыслы, а не по губам — «Что же касается христианских религиозных обрядов, именно: крещения, причащения, праздников, наружных молений и всяких иных, которые и теперь и всегда были общи всему христианству, то они, если и были когда-либо установлены Христом или апостолами (что еще мне недостаточно очевидно), были установлены только как внешние признаки всеобщей церкви, а не как вещи, содействующие сколько-нибудь блаженству или заключающие в себе что-нибудь священное». 


Упрекает светские власти тем, что они мало заботятся о добрых отзывах своих граждан, цитируя им Александра Великого – «Вы только сохраните меня невредимым от домашнего коварства и козней придворных, — опасностям войны и сражений я бестрепетно подвергнусь. Филипп в строю был в большой безопасности, нежели в театре; от руки врагов он часто спасаются, руки своих избежать не мог. И если вы припомните кончину других царей, то насчитаете загубленных своими подданными больше, нежели неприятелями». Но ведь и правда, же посмотрите хоть на историю нашей с вами страны. Хотя иногда, в безумном сне кажется, у нас просто нет другого выбора обычно. Упрекает их в том, что слишком много прав у служителей церкви, насколько пагубно, когда они лезут в дела государства и особенно в дела простых людей, уча их жить так, как сами не живут.

Впрочем, Спиноза вовсе не идет против христианства, он желает, чтобы у каждого было собственное и свободное суждение, понимаете ли, в том числе и о религии. Для того, чтобы стремиться добродетели. Никакой бог не нужен, нужно только желание делать хорошие дела и ненависть к порокам. И законы должны быть для всех, для каждого члена общества. Два простых постулата, на которых можно построить государство будущего, государство, в котором будет немного больше счастья, чем в любом из сегодняшних. То есть, пока есть статья за оскорбление верующих и тотальная коррупция, нам ничего не светит ни на этом свете, ни на том. Свобода — это не анархия, свобода – умение жить, свободно руководствуясь одним разумом, отрицая недоказательную веру во что бы ни было.  Повиновение приказам возможно только в том случае, если основание действия несет пользу всем, а не приказывающему. Повиновение должно быть от сердца и ума, тот, кто может повелевать сердцами и умами, а не телами, тот и заслуженный господин. Свободное государство может считаться свободным только тогда, когда каждому можно думать то, что он хочет, и говорить то, что он хочет. Аминь.

Не поленитесь, прочтите все сноски и письма в конце, они вам дадут понять, почему врачи тогда считались интеллигенцией и почему сейчас – нет, как люди острот реагируют на критику и как важно не прогибаться даже под страхом смертной казни. Хотя бы шепнуть – «И все-таки она вертится».

Напоследок вопрос от товарища Боруха – известно, что храм является божьим до тех пор, пока он посещается людьми, защищающими справедливость, мир и любовь. Но если вдруг, просто представьте, что его посещают воры, убийцы, казнокрады, коррупционеры, лжецы и просто плохие люди (да, они могут носить кресты и истово молятся) – остается ли храм храмом? Или он становится обычной воровской хатой?

И напоследок-2 – «Нельзя стать умным по приказу» (с) Борух Спиноза

Страшная книга, наверняка ее скоро запретят, а Боруху не дадут выступать с концертами.

promo arther_d january 29, 2015 06:51 50
Buy for 30 tokens
Между раззявленных колен мелькала угловатая головка с беспорядочно понатыканными пучками жестких волос, двигающихся не только по траектории качания черепа, но и по черепу. Как маленькие бездомные гусеницы. Принцесса изредка приподнимала голову, натыкалась на эту линялую щетку, видневшиеся за ней…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded