Предложенный автором дискурс не вполне понятен. Вполне не понятен. Мне. Ладно было бы много странных, нечеловеческих слов, так они ещё и смыкались в столь хитрые комбинации, что осознание моё изнутри головы било в стенки и просило пощады. Или эвтаназии. Я был упрям, добрался до нескольких электронных словарей и попытался выжать из этой книги хоть каплю внятного для себя текста. Не факт, что получилось, однако, за исключением некоторых белых пятен (кристальной чистоты) буковы смогли донести общую суть. Опять же повторюсь – не факт.
Мишель анализирует пертурбации медицинской науки (преимущественно французского корня) на стыке 17-18 веков. Пытается выяснить соотношения видимого и невидимого для врача. Приоритетность теорий и реальности. Зависимость понимания и знания друг от друга. И отделение клиники от обычного лечебного учреждения.
Клиника – это не суперская больница с блестящей начинкой и дорогими врачами. Это место, где будущие врачи становятся этими самыми врачами. Интернатура в кубе. Он так думал. Это место, где медицинский гуманизм, берущий силы в общечеловеческой жалости, должен полностью покинуть тело студента. Да, такие дела. Гуманизм – зло. Чувства – хрень. «Рациональность жизни идентична рациональности того, что ей угрожает» - ощущаете холодок? А вдруг недуг есть более ценное, чем его носитель? Он тоже жизнь, только в другой проекции. Носитель (больной) может быть даже негативным элементом в общей картине болезни. Гаденыш пьет лекарства, третирует врачей на предмет излечения (как низко!) и препятствует благородному цвету Болезнищи. Их всегда двое – учитель и ученик. Врач и студент, его робкый вниматель. Больной, его болезнь – лишь антураж отношений в процессе научения. Необходимый антураж.
Клинике нужен материал. Много материала. Если нет войны или эпидемии – совсем плохи дела. В ход идут неимущие – бедняки, младшие дети в семье, бомжи. Плохие певцы и танцоры. Врачам же интересно. Фуко оправдывается: Нормуль, бедняк, ты молодец, красавчег и хироу. Ты отдаешь долг обществу. Тебя лечат бесплатно, кормят, сестричка показывает иногда сиськи. Богач бы тоже лег, но ты, бедняк, не сможешь его кормить и показывать ему сиськи. Такие дела. Врачи и студенты покопаются в нескольких таких, как ты, найдут решение проблемы – и твои дети уже от этого не умрут. И, вообще, не парься – «раса есть дегенерирующее существо, как и цивилизации», важен только человек, как вид, а ты служишь его выживанию. Это не молчаливое насилие, а награда твоя, скотина ты неблагодарная.
Болезнь должна найти то пространство, в котором она «обретет свободу следовать своему течению и раскрыться в своей истинной сущности». Кто-то должен ей помочь, иначе все остальные будут жутко мучиться. Бедняки есть символ, который открыл большинство процессов, протекающих в нас и поныне. Я не оправдываю, ни в коей мере. Мне грустно и больно, однако тогда ещё не умели издеваться над животными во благо человечества. К тому же внутренний мир хрюшки или мышки не идентичен человеческому. И резать их бессмысленно.
А врач должен резать, практиковать и вытаскивать изнанку, иначе есть опасность впасть в «эзотеризм знания» - и все, кранты хорошему человеку. Отсутствие переходящего знания, вернее его фундаментализма – вот залог здоровья человечества. Каждый врач должен учиться новому, а не только старому. Большинство людей не видят один и тот же факт одинаково, если у них нет базы. Природа, мать наша, никогда не представляется человекам одним и тем же способом. Поэтому врачей должны учить не только основам, но и заставлять их варьировать и интерпретировать. Искать, напрягать мозг.
За что большой плюс с моей стороны этому жестокому человеку - Фуко предлагал ввести в экзамен на звание врача и такой пункт, как «мораль» или соответствие врача принципам не коммерциализации своей деятельности. Не прошел по моральным качествам – лечи строго собственных вшей. Или вымышленных друзей. Думается мне, что и в нашей стране неплохо бы ввести ценз на высокодуховность среди белых халатов. А то слишком много деревяшек и просто зверей. И за то (плюс, вы же помните, не?), что заставляет врачей соединить Взгляд и Услышанное. Врач ничего не сможет сделать «без осмотра и вопрошания, и вопрошания без осмотра». Ага. У нас чего то не очень хотят тебя слушать. Пациент – неуч по сути, тварь божья, пораженная недугом. Пусть молчит и подставляет задницу. Я про уколы. А Фуко проповедывает Взгляд, который может стать Языком, открытым для всех. Врачей и их подопечных. Языком, а не закорючками, тянущими в бездну догадок.
Теперь про смерть. СМЕРТЬ. Мишель её поет. Поэт поет смерть. Красиво и обоснованно. Смерть – есть жизнь. Она не мгновенна – путь этой черной красавицы долог и плавен. «Она множественна и распределена во времени». Каждая точка тела узнает смерть в определённый промежуток-интервал. Не все сразу, намекает Фуко, растягиваем удовольствие. Смерть мозга не есть смерть существа. Идет постепенный процесс аннигиляции и движение в объятья матушки энтропии. Читаешь эти страницы и понимаешь, что в это время у автора течет слюна по подбородку, горят глаза и стоит член. «Смерть – просто экспериментальная ситуация, не влекущая за собой конец лечения». Член начинает самопроизвольные тычки в ширинку.
А болезнь вообще не причина кончины. «Человек умирает не потому, что заболевает, а заболевает именно потому, что может умереть». Жизнь и болезнь есть краеугольные камни системы, где вершина – смерть. И с этой заоблачной высоты мы обречены на жизнь.
Книга эта – дьявольская и беспощадная смесь философии и медицинских терминов. Очень сложно. Но интересно. Медики могут и плюнуть, но остальному человечеству желательно ознакомиться. Приводится один пример человеколюбия в ущерб душеспасения. Правительство Франции в то время обязало церковь тратить свои доходы на содержание ВСЕХ больниц страны. Круто же! Я уже писал об этом и надеюсь, что когда-нибудь и у нас будет такая же фигня. Все конфессии тряхнут мошной, да и последуют, наконец, принципам своих религий. И излечат паству с помощью технологий, аппаратов и лекарств, о которых их боги даже нюхом не чуяли. Утопия, мне уже объяснили….
В завершение скажу, что Фуко тесно связывает медицину и политику. «Первая задача медицины – политическая. «Борьба против болезней должна начинаться как борьба против плохого правительства». Хотя «взгляд врача есть накопление, точно вписанное в товарный обмен либерального мира...» Несостыковочка, начальника.
P.S. С праздником, дорогие Женщины!)))
Journal information