Вот и я докатился до этих самых Загадок. Может, подкупила розовая обложка. А может имя Айзека Азимова, чувака, которого безмерно уважаю. Открывая первую страницу – дико боялся. А вдруг и он из этих. Самых.
Начинает Айзек просто – мол, с детства хотел стать писателем (Борхес, Пруст, Зонтаг, Сартр – тоже хотели с младых ногтей марать бумагу. И что из этого получилось, спрашиваю я?). Но стал сначала ученым-биологом. У ученых времени свободного очень много, и поэтому он начал воплощать мечту детства. Имею полное собрание его фантастических романов и рассказов. Теперь принимаюсь за научно-популярные творения.
Как ученый, Айзек пытается под все вокруг подвести основание, которое можно объяснить. Например – мышление. Оно подчиняется тем же законам, что и червяк. Или гуано летучих мышей. Физика, химия и никакой мистики. Вот. Надо просто разобраться в химических механизмах внутримозговых процессов. Душевные болезни есть вполне материальные расстройства. Надо к ним ключики найти. А то психиатров, психоаналитиков, психологов и иже с ними с каждым годом становится все больше, а больным от этого не легче. Хотя все психиатры сплошь умные и образованные люди (ему так говорил один знакомый психиатр), чего то у них не получается.
Книга навеяла такую штуку. Психиатры и психологи должны съедать своих умных коллег, которые уже старенькие стали и не могут больше работать. Тогда их знания частично передадутся следующему поколению мозгоправов. Азимов рассказывает об опыте с червями. Одних научили всяким любопытным коленцам, потом разрезали на кусочки и скормили другим. Так те тоже начали вытворять. Наука! Или мне тоже нужен психиатр… А ещё он ратует за широчайшее применение метафор в процессе передачи знаний. Чудной.
А то эти специалисты не могут даже справиться с притуплением чувства голода. Посмотрел бы Азимов на родную Америку сейчас. Офигел бы от количества толстячков и количества психоработников.
Все написано таким простым и понятным языком, что понял даже я. Такая книга ничего не сломает в голове. Кузе бы из «Универа»… Куча интересных фактов и все такое.
Баски, вы не поверите, - потомки праевропейцев. Чистокровные чистокровы! Язык их не имеет ничего общего с индогерманской тематикой и вообще не похож больше ни на один язык в мире. Так откуда же в горах появились эти люди?
Или то, что мы и плесень – родственники. Как и другие организмы на планете. Все-все. От рыб до насекомых. Более 50 аминокислот присутствуют во всех живых в одинаковом порядке. Говорит это только об одном – у нас общий предок – какая-нибудь амеба. Бог тихонько отходит в сторонку и закуривает, отрывая фильтр. То, что мы вышли из моря доказывают остеохондроз и плоскостопие. Это мы все ещё приспосабливаемся к прямохождению. Хомо Эректус подложил нам такую свинью, решив твердо стоять на задних лапах.
Или то, что мы самые настоящие биороботы. Внутри нас течет электрический ток. В каждой клетке, в каждой мышце, в каждой фиговине. Кроме, разве что накладных волос.
Или то, что в принципе, можно создать жизнь путем простого нагревания. Из камня или металла.
Или то, что человека можно геномодифицировать путем пересадки здоровых генов родственников взамен ущербных собственных.
Или то, что лазер раньше назывался мазер (больше всего понравилось – теперь я понял что такое мазерфакер)
Или про Галилея, который «все таки она вертится» писклякал. Церковь-то на него обрушилась не из-за того, что он поддержал Коперника, а потому, что он, разглядев на солнце черные пятна, поставил под сомнение его божественное происхождение. Как-то некачественно сделано, не подумав брякнул он.
А!? А!? а книга-то написана в 1967 году, товарищи! А сколько откровений для меня… Стыдно немножко. Самую капельку.
Понимаю, что трудно читать большие посты. Времени на них жалко. Но я вас могу утешить - «время жизни мю-мезонов изменяется в полном соответствии с предсказаниями Эйнштейна. Так что время не является неизменным и незыблемым, а свойства его зависят от точки зрения наблюдателя». Полегчало же сразу, да?
Пишет дядька (мертвый уже) захватывающе. Ты только разбирался в дебрях белков и хромосом, а уже корабли бороздят космическое пространство, разбирался в устройстве лазера и вдруг понимаешь, что читаешь про излучение СТА-21 и СТА-102 (там инопланетяне могут жить, да. Только они круче нас, если испускают такие лучи).
Про инопланетян – отдельная тема. Азимов верит в их существование, но не верит, что они трутся возле нашей планеты. Слишком энергозатратно. Были бы – давно бы вышли на контакт. И марсиане, доказывает он, должны испражняться кирпичами (стр.289 – тут доказательства). Он просто не знал Джигурду и панков.
Ближе к концу книги писатель начинает ванговать. Водородные станции, получение электроэнергии от Солнца, скачкообразный рост населения. Сбылось.
Да все уже, завязываю, не надо кричать! Почему за перо берутся ученые и начинают строгать книжки и морализировать по-всякому в сфере фантастики? Да потому, что это «закономерная реакция творческой части человечества на научно-технический прогресс». Девять десятых фантастических произведений – полная чушь, говорит нам Азимов. Но ведь и девять десятых всего на свете – тоже полная чушь, нет? Без ученых и просто технически грамотных людей нам никак нельзя. Они - атланты бытия. Иначе «общество рухнет, раздавленное тяжестью собственных машин. Но что мы делаем, чтобы их получить?».
Всё. Тем, кто прочитал до конца, да ещё и заглянул под кат – плюсик, крестик, нолик, чмоки, смайлик.
Journal information